Статьи

14 Августа 2014

Какие бывают типы протекторов?

Протектор - один из основных элементов шины, та её часть, которая находится в постоянном контакте с дорогой.
Какие бывают типы протекторов?

Рисунок протектора отвечает за такие важные факторы как сцепление с дорожным покрытием, уровень шума, экономия топлива, возможность и эффективность отвода воды. В зависимости от особенностей эксплуатации можно выделить различную классификацию протектора шин.

Классификация по рисунку протектора:

  • Ненаправленный
  • Направленный
  • Ассиметричный


Ненаправленный рисунок протектора Симметричный рисунок протектора

является наиболее бюджетным и универсальным. Вне зависимости от направления вращения шины с данным типом протектора, они обладают одинаковыми свойствами, что позволяет устанавливать их на любую ось, не прибегая к снятию покрышки с диска.

Направленный рисунок протектора

Направленный рисунок протектораявляется более современным и технологичным. Главным преимуществом шин с данным типом протектора является способность эффективно отводить воду, грязь и снег из пятна контакта с дорожной поверхностью, а также обеспечивать отличное сопротивление аквапланированию, что очень важно при езде по мокрой дороге. Стрелка и надпись «ROTATION» на боковине указывают на направление вращения, и установка таких шин на диск производится в соответствии с этими требованиями.

Асимметричный рисунок протектора состоит из двух частей и используется для объединения различных свойств автомобильных шин. Внутренняя часть протектора оптимальна для мокрого дорожного покрытия, а наружная – для сухого. Также в таких шинах боковина внутренней и внешней стороны имеет разную жесткость. Так как внешняя сторона имеет большую нагрузку (особенно в поворотах), разная жесткость позволяет ассиметричной шине лучше держаться за дорогу. Для правильной установки покрышки на автомобиль, на её боковой части предусмотрена маркировка внутренней («Inside» либо «Side Facing Inside») и внешней («Outside» или «Side Facing Outside») сторон.

Асимметричный рисунок протектора

Классификация по сезону использования:

  1. Всесезонные
  2. Летние
  3. Зимние:
  • Шипованные или без шипов
  • Скандинавские или европейские («липучки»)

Летние шины предназначены для использования при температуре выше +7ºС. Основное назначение летнего типа протектора является обеспечение максимального сцепления шины с дорогой при высоких скоростях, эффективный отвод воды из пятна контакта (устойчивость в аквопланированию) и как следствие безопасность движения. При температуре воздуха ниже +7 летняя резина начинает замерзать (дубеть) и теряет свои сцепные свойства. Это приводит к существенному увеличению тормозного пути и ухудшению управляемости.

Зимние шины обладают более пластичным составом, а также большим количеством ламелей – узких прорезей в рисунке протектора. Это способствует увеличению мягкости протектора, а, следовательно, улучшению зацепления во время движения по скользкой зимней дороге. Использование зимних шин летом ведёт к увеличению шума, быстрому износу покрышки, а также к ухудшению управляемости. Традиционно все рисунки протектора зимних покрышек принято разделять на два вида: скандинавский и европейский.

«Европейскому» типу протектора («Липучки») характерно наличие ярко выраженной сети водоотводящих канавок и тонких прорезей - ламелей, работающих как присоски. Данная резина рассчитана для эксплуатации в условиях мягкого зимнего климата и автомобильных дорог, регулярно очищаемых от снега и периодически обрабатываемых реагентами. Автомобиль, экипированный такой резиной, достаточно уверенно ведет себя на мокрых дорогах, укрытых подтаявшим, но рыхлым снегом.

«Скандинавский» тип протектора обладает «грубым», разреженным рисунком с острыми гранями. При этом расстояние между блоками протектора достаточно велико. Это позволяет шине с легкостью продавливать ледяную или снежную корку, предотвращать налипание грязи. Зимние шины «скандинавского» типа выполнены из более жесткой резины, что обеспечивает их повышенную прочность на разрыв при сохранении отменных фрикционных свойств контактной поверхности. Кроме того, существуют еще и шипованные зимние шины, которые предназначены для суровых зим. Но использовать такие шины нужно, только в действительно сложных условиях. Шипы запрещены во многих европейских странах, так как они наносят вред дорожному покрытию. Выбор того или иного типа зимних шин напрямую зависит от владельца авто и условий эксплуатации.

Всесезонные шины предназначены для эксплуатации при температурах, близких к нулю с обеих сторон и являются компромиссным решением для стран с очень мягкими зимними условиями. Всесезонные шины, как по химическому составу, так и по рисунку протектора, абсолютно не годятся для жары и сильных морозов.

Классификация шин для внедорожников:

  1. Шоссейная (H/T)
  2. Универсальная, шоссейно-внедорожная (A/T)
  3. Грязевая, внедорожная (M/T)

Шоссейные шины (Highway Terrain) предназначены для движение по твердым покрытиям с высокой скоростью. Состав резины, высота и рисунок протектора не предусмотрены для езды в неблагоприятных условиях.

Шоссейно-внедорожные шины (All Terrain) являются более универсальными. Протектор таких шин отличается более крупным рисунком. Кроме того сама резина в этом случае более жесткая, и это позволяет двигаться как по шоссейным трассам, так и по пересеченной местности.

Грязевые шины (Mud Terrain) предназначены для езды по бездорожью. Их высокая проходимость обеспечивается благодаря жесткой резине и «тракторному» протектору с защитой от боковых проколов и порезов.
Вверх